05:47 Тольяттиазот преодолел украинскую границу | |
Спустя месяц простоя крупнейшему в России производителю аммиака “Тольяттиазоту” удалось добиться возобновления поставок по аммиакопроводу в Одессу. Свои убытки от транспортных проблем комбинат оценивает в 600 млн руб. При этом “Укрхимтрансаммиак”, который перекрыл трубу, ссылается на технические проблемы и уверяет, что успеет прокачать законтрактованный российским производителем объем. По неофициальной информации, решить проблему смогло только вмешательство властей России и Украины, пишет “Коммерсантъ”. Вчера в “Тольяттиазоте” (ТоАЗ) сообщили, что поставки аммиака с завода в Одессу по трубопроводу, остановленные 16 декабря, возобновлены. Как пояснил представитель компании Игорь Башунов, в среду “Трансаммиак”, владеющий российской частью трубы, получил сообщение от оператора украинской части “Укрхимтрансаммиака” о восстановлении прокачки. Аналогичную телефонограмму российская сторона получала и во вторник, однако через 20 минут украинская компания отменила свое решение. Объем прокачки в ТоАЗе не уточнили, но отметили, что примерно через неделю он выйдет на плановый уровень. ТоАЗ производит более 2 млн тонн аммиака в год. Выручка предприятия в 2010 году составила около 19,7 млрд руб., чистая прибыль — 1,76 млрд руб. Менеджмент во главе с Владимиром Махлаем контролирует более 76% акций. Как сообщили источники на рынке и в администрации Самарской области, прокачка была восстановлена благодаря вмешательству региональных властей и правительства. Губернатор Владимир Артяков обратился с просьбой помочь в разрешении ситуации к главе Минпромторга Виктору Христенко. Украинский депутат Геннадий Задирко направил аналогичное письмо премьеру страны Николаю Азарову. Как пояснил один из депутатов Самарской губернской думы, вскоре ситуация будет обсуждаться на заседании российско-украинской рабочей группы по транспортировке аммиака. “Когда руководители ТоАЗа и “Укрхимтрансаммиака” сядут друг напротив друга и объяснят, можно будет делать окончательные выводы о причинах ситуации. Сейчас важно понять, что будет дальше”,— отметил собеседник. О том, что “Укрхимтрансаммиак” 16 декабря остановил прокачку аммиака с завода по трубопроводу Тольятти—Одесса, ТоАЗ сообщил 10 января. К этому времени компания почти полностью остановила производство и оценивала связанные с этим убытки более чем в 500 млн руб. Сейчас, как говорят в ТоАЗе, они увеличились до 600 млн руб. “Укрхимтрансаммиак” сначала ситуацию не комментировал, но в конце прошлой недели пояснил, что остановка связана с загруженностью Одесского припортового завода (ОПЗ), где аммиак переваливается в танкеры. В ОПЗ подтвердили, что в середине декабря из-за неблагоприятной погодной обстановки в проливах Босфор и Дарданеллы задерживался подход танкеров. Хранилища ОПЗ были максимально загружены, и порт попросил временно остановить прокачку по трубопроводу. “Но уже через пару дней мы сообщили о нормализации ситуации и возможности принимать аммиак”, — уверяют в ОПЗ. Однако “Укрхимтрансаммиак” еще почти месяц не прокачивал сырье ТоАЗа, ссылаясь на ремонт одной из насосных станций. При этом российский комбинат официально сомневался в технических причинах проблем, подчеркивая, что прокачка аммиака россошанских “Минудобрений” и украинского “Стирола” продолжалась. Впрочем, собственных версий представители ТоАЗа не приводили. Контрактные условия поставок действительно могли и не нарушаться. Как уверяют в “Укрхимтрансаммиаке”, в 2011 году компания перевыполнила план поставок, прокачав на 29% больше согласованного объема (1,67 млн тонн). В операторе отмечают, что до конца января успеют прокачать заявленные ТоАЗом 75 тыс.тонн аммиака. “При нагрузке 280 тонн в час этот объем может быть перекачан за 11-12 суток”,— говорят в “Укрхимтрансаммиаке”. Кирилл Таченников из UBS отмечает, что причиной перекрытия трубы могло стать давление на владельцев ТоАЗа с целью продажи ими комбината. По его словам, у ТоАЗа может быть “много потенциальных покупателей”. В то же время аналитик не считает понесенные комбинатом убытки критичными, оценивая его EBITDA в 2011 году на уровне $500 млн. Но Михаил Сафин из “Ренессанс Капитала” уточняет, что в случае возникновения новых проблем с прокачкой ТоАЗу будет сложно найти альтернативные пути экспорта аммиака — его транспортировка по железной дороге стоит дорого и требует большого парка специализированных вагонов. | |
|
Всего комментариев: 0 | |